Где дремлет революция
А.Ю. Телухин |
В.И. Якушкин |
Где дремлет революция
авт.: А.Ю.Телухин
Революция есть догнивание старого режима. И нет спасения ни в том, что начало гнить, ни в том, что довершило гниение.
Николай Бердяев
В самом широком смысле, революция – это переход от одного качественного состояния к другому в результате накопления количественных изменений. Переход этот всегда бурный, сопровождающийся стремительной перестройкой основных структур системы. Революция – это всегда вторжение в существующий порядок. Слово «revolutio» заимствовано из латыни и переводится как поворот или переворот. Звучание, близкое к современному, это слово приобрело после буржуазных революций в западной Европе. А вообще, скачкообразные изменения в развитии могут быть в любой области, другое дело – насколько они полезны. Наибольшим вниманием, по понятным причинам, пользуются политическая, социальная и научно-техническая революции. Эти королевы переполоха вовлекают наибольшее количество участников, которых можно разделить на сторонников, противников и всех остальных. Всех остальных - всегда большинство, но именно они являются заложниками всего происходящего и получают, что называется, «похмелье в чужом пиру».
Разумеется, революция политическая и сексуальная - события разного масштаба, однако и та и другая содержат элемент насилия, пропорционального их значимости. Политическая революция, которая по определению насильственное изменение существующего общественно-политического строя, протекает наиболее ощутимо для всех слоев населения. История почти не знает бескровного захвата власти. Казни, войны и последующая разруха - обычное революционно-политическое меню. Следует отметить, что даже такое радикальное средство как революция, не решает всех наболевших проблем. Возникшее, в результате, ощущение незавершенности сопровождает последующие поколения, напоминая о себе в кризисных ситуациях. Именно поэтому нас до сих пор пугают призраком революции. На самом деле, Россия выбрала путь реформ, хотя за последнюю четверть века слово «реформа» приняло строго нарицательное значение. Перестройка начала тотальный этап реформирования, первой жертвой которого стал нездоровый к тому времени СССР. Последующее насаждение западных экономических теорий едва не привело к уже всероссийскому катаклизму. Вообще, заимствование любых готовых структур, в том числе и экономических моделей, предполагает три возможных подхода: адаптацию этих структур к национальным условиям, изменение национальных условий под внедряемое и, наконец, одновременную обоюдную подстройку. Первый подход наименее травматичен для общественного сознания, поскольку адаптированное просто легче воспринимается. В случае с Россией этот простой посыл усугубляется и национальной особенностью: давно замечено, что наш народ не склонен выполнять что-либо, не отвечающее его сути. Следовательно, желая творческого подхода к этому «что-либо», нужно его русифицировать. Все это так, но данный подход требует времени, которого всегда не хватает. Поэтому, практически всегда, выбираются иные подходы.
Первым, кто начал изменять национальные условия, а точнее прогнул Россию под западные стандарты, был Петр 1. Создание регулярной армии и флота, строительство мануфактур и заводов, переодевание и бритье бояр - далеко неполный перечень заимствованного. Не умоляя пользы свершенного, надо сказать, что в российских условиях это привело к сверхцентрализации власти и расколу нации на «западническое» дворянство и «славянское» крестьянство. Страна управлялась царем и неповоротливой бюрократической машиной. Коснулись новации и духовной сферы. Церковь была отделена от государства и, по сути, подчинена обер-прокурору. В это же время государственный аппарат пополнялся иноземцами (около 40% высших государственных чинов), а нарождаемая интеллигенция проходила обучение в Западной Европе. Колоссальное влияние на высший свет имела западная культурная ориентация самого царя. Все перечисленное открывало российские границы для духовных ценностей, основанных на совершенно иных принципах. Довершало картину ослабление внимания ко всему исконно российскому. Так было положено начало мировоззренческого кризиса, ставшего позже революционным (не эволюционным) приговором империи.
В дальнейшем государство взяло на себя всю реформаторскую инициативу и, в эпоху просвещенного абсолютизма Екатерины Великой, самодержавие вплотную подошло к самоограничению. Каждый из последующих монархов также приходил к идее парламентской монархии, но необходимый шаг был сделан только Александром 2. Эпоху Великих Реформ 1860-70 годов сменило контрреформирование 1880-х, а политическая революция 1917 года окончательно перечеркнула все итоги реформирования. Рассуждая о судьбе Российской империи, нужно учитывать и неоконченную, но крайне важную, столыпинскую реформу, и изнурительную Мировую войну, и многие другие факторы, подтолкнувшие страну к революции, однако в основе Великого Октября лежит петровская «революция сверху». Опыт последних столетий обращает нас к собственной культуре, к традициям и обычаям собственного народа, без знания которых невозможно реформирование с предсказуемыми последствиями.
Во многом, ситуация 1990-х, также связана с непониманием сути собственного народа. Причин ко всеобщему недовольству было несколько, но особое внимание привлекает одна. Причина эта совершенно нематериальная, но происходящая из бытия: высокие идеалы, к которым всегда воспаряла русская душа, к тому моменту существовали только на бумаге, прекрасное будущее и реальную жизнь разделяла пропасть. Подобное положение вещей во внутренне цельном народе с обостренным чувством справедливости невозможно. Глобальная мировоззренческая революция свершилась, но не искоренила апатию и стремление выполнять, а не творить, поэтому государство взяло единственно правильный курс на формирование личности с такими качествами, как инициативность и ответственность. «Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей» - сказал Д.А.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию. Только эти качества в сочетании с грамотной экономической политикой, позволят сформировать средний класс, являющейся залогом стабильности любого современного общества. Люди среднего класса обладают активистским типом политической культуры, который необходим для формирования правового государства и гражданского общества. Наш дальнейший путь нереволюционный и события 90-х подтвердили это: противостояние групп внутри правящей элиты выплеснулось на улицы Москвы и разбилось о волю народа.
Готовность общества к активным действиям - обязательное условие любой революции. Первопричина политической революции - борьба за власть. Развитие событий происходит, обычно, по достаточно простому сценарию: аппозиционные к действующей власти элиты (контр-элиты) «раскачивают» общественное мнение, создавая или эмитируя социальную напряженность. Как известно, в «мутной воде» рыба может ловится даже лучше… Особым везением для инициаторов революции может стать любое событие, вызывающее массовое недовольство. Иногда именно оно и становится точкой революционного отсчета. В любом случае, политическая революция - это итог целенаправленной деятельности контр-элит, в отсутствии единой идеологической концепции, воспринятой обществом. Главная опасность этой революции в ее непредсказуемости: ее инициаторы могут стать ее жертвами, а ее лозунги могут быть наполнены иным, даже диаметральным смыслом. Революция выводит систему из состояния равновесия, нарушая внутренние связи и парализуя закономерные процессы. Подобная ситуация исключает прогнозирование как таковое. К счастью, политические революции требуют грандиозного общественного напряжения. Их сила и драматизм копятся веками. Поэтому обновленная Россия возникнет в результате эволюционного движения ко всеобщей гармонии, основанной на научном знании и историческом опыте прошлых лет.