«И ты, Брут!» или жажда измены
А.Ю. Телухин |
В.И. Якушкин |
Авт. А.Ю.Телухин, В.И.Якушкин
Это переполненное безысходностью восклицание известно нам со школьной скамьи, хотя принадлежит оно, скорее драматургу (В.Шекспир), нежели самому Цезарю. 15 марта 44 года до н.э., на глазах у 800 сенаторов был убит выдающийся римский полководец, правитель и реформатор. Обратились мы к этому событию по причине его показательности. Предательство вообще свойственно людям: присутствует оно и в межличностных отношениях, и в исторических процессах. Его результат можно сравнить лишь с эпидемией или голодом. Достаточно обратиться к Библии, чтобы понять застарелость и глубину недуга. Если же обратиться к истории, то на каждого «Цезаря» находится свой «Брут» с той, лишь разницей, что предаётся идея, государство или целый народ. Как заметил один герой известного фильма: «Вовремя предать – это не предать, а предвидеть». Предательство явление сложное, особенно когда речь идет о целой комбинации действий. Для социальной и правовой оценки подобных ситуаций нужны независимые эксперты и понятные критерии. Как раз с этим возникает проблема, когда речь идет о власть предержащих. Понятно, что высший эшелон власти почти всегда вне таких оценок, поэтому развал экономики или распад страны изменой не признаются. К этому уже все привыкли, вот только зачем награждать явных разрушителей и что думать о наградивших?
Обращаясь к «Сравнительному жизнеописанию» Плутарха можно сделать вывод, что Гай Юлий Цезарь был уникальным по собранности человеком, отличающимся молниеносной реакцией. Отчего же в момент нападения он повел себя как жертва? Все очень просто. Низкий поступок едва знакомого человека не удивит и не введёт в ступор. Напротив, предательство близкого человека, может привести к психологическому надлому. Опираясь на свидетельства Плутарха, можно с уверенностью сказать, что Марк Брут был далеко не безразличен Цезарю. Триумфатор простил молодому политику противостояние в гражданской войне, и тот, не мешкая, присоединился к Цезарю. Не стал Брут скрывать и куда сбежал его недавний предводитель. В результате испугавшиеся Цезаря египтяне прислали в Рим голову Помпея. По-правде сказать, Цезарь сожалел о случившемся и впоследствии наказал виновных, но голову к плечам не преставишь… Следующим был предан уже сам Цезарь, который не воспринял известие о заговоре Марка Брута и Кассия Лонги. Труды Цицерона и Плутарха указывают на то, что Цезарь рассматривал Брута, как одного из своих преемников. Насколько было вероятно воцарение Брута, сказать сложно, однако высказывания Цезаря позволяют предположить и такой ход событий. На вопрос «почему» может ответить один любопытный факт. Долгие годы Цезарь был в близких отношения с Сервилией, матерью Брута. Их скандальный роман начался еще в молодые годы и длился много лет. Это обстоятельство вместе с разницей в возрасте наводит на мысль о кровном родстве императора и его убийцы. К сожалению, исторические материалы не содержат никаких прямых указаний на такое родство. Так или иначе, Цезарь перестал сопротивляться убийцам, когда увидел среди нападавших Брута.
Убийство – всегда гнусность, даже приправленное высокими мотивами. Никакие устремления к свободе не могут оправдать гибели людей. Будучи неограниченной по своей сущности, свобода опасна в отсутствие морали. Следует помнить, что именно мораль определяет что «хорошо» для данного сообщества. Именно она делает возможным совместное существование людей. Мораль – это совесть нации, пробужденная традициями и воспитанием. В России «суд по совести» всегда был страшнее «суда по закону», поэтому выстраивая правовое государство нельзя вымарывать «мораль» из российского лексикона. Справедливость же, о которой так громко твердят на «западе», то и дело «хамелеонит», поэтому добродетелью не является. «Деморализованная свобода» и «аморальная справедливость» - давнишнее оружие заокеанских вершил. Поэтому эти избитые и, по-своему, несчастные абстракции приносят смерть и хаос вместо демократии.
Как это явственно видно, Брут настолько преуспел в измене, что было бы несправедливо не учредить орден в его бесчестье, ведь учреждают же ордена в честь. Список таких орденов в России возглавляет орден «Андрея Первозванного». На восьмиконечной звезде награды красуется девиз «За веру и верность». Первый проект устава «Святого Андрея» был составлен в 1720 году при непосредственном участии Петра Великого. В уставе говорится, что орден должен выдаваться «… за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги…». Но по ошибке или в отсутствие должных знаков отличия (неприличия), награда перепала не тому. Вроде бы ничего такого, награждали и раньше не тех. Ан, нет. Нельзя к такой награде представлять кого попало. Святой Андрей принял мученическую смерть за веру, которой никогда не было у награждённого. И дело совсем не в набожности последнего генсека. Именно безверие помогло разменять благополучие страны на похвалы Маргарет Тетчер. Не менее тяжелый удар получила и наградная система России. По сути, расправа с этим орденом - обесценила все остальные российские награды. Как исправить некрасивую ситуацию - понятно, вот только кто возьмется за неприятную функцию? Дабы не совершалось досадных ошибок в- преть, предлагается учредить орден «Брута» с девизом «За великую измену». В его аннотации следует записать: за кромешное предательство интересов Родины. Осиновую табличку, изображающую орден, следует носить на шее. Орденская лента заменяется толстой веревкой, а профиль Брута, за неизвестностью – степенями измены («Брут» 1(2) степени, или «Полный Брут»). Позорный девиз можно вырезать с обратной стороны таблички. Кажется, теперь всё предусмотрено, и «награда» непременно найдет своих «героев».
Борьба за власть неэтична, как, впрочем, и сама власть. В идеале, она должна быть следствием уважения, но в реальности является результатом насилия. Именно поэтому любая власть нуждается в оправдании. Попытками такого оправдания пронизана вся человеческая история. Подчиняя тело, душу и разум, она редко даёт что-нибудь взамен. Так, русские столетиями объединяли народы, однако сами находились в рабстве до 1861 года. Миссия строителя коммунизма отняла немало сил уже у «советского народа», но где этот народ и как он живет, всем хорошо известно. Правда, есть в случившемся и лепта самого народа. Предательство командира во многом решает судьбу солдат, но и у них есть выбор. И каким бы тяжелым он ни был, выбор этот личный. Мы привыкли прятаться в толпе: раз вместе, значит, не предали. Власть играет идеями, а мы, то боимся, то не понимаем, то с наслаждением бежим «за морковкой», привязанной к нашей голове. Неужели К.Минин – прошлое, а возрождение - только из пепла? От чего столь претерпевший народ отказался от почти «райских кущ»? Может, изменилось наше существо? От части, и это верно. А главными причинами к тому стали усталость от надоевшей миссии и неизгладимые уроки новейшей истории.
Сталинская оргия доносов была, по сути, формой управления. Доносчикам внушалось, что они выполняют долг перед Родиной. При такой постановке вопроса доносителями становились наиболее активные и «идейно подкованные» добровольцы. Многие из них впоследствии занимали ответственные посты. Тайные доносы перемежались с публичными «разносами», в результате страна превратилась в арену доносительства. Не удивительно, что Н.С.Хрущёв молниеносно предал И.В.Сталина. Мощная партийная школа и уроки вождя не прошли даром. После 20 Партийного Съезда упоминать об «отце народов» стало просто неприличным. Публичное предательство первого лица стало сигналом к идеологической атаке на СССР. Кроме этого «оттепель» породила диссидентское движение и дала простор для либеральной интеллигенции. Это время, как никакое, требовало освежения идеологических позиций, но эпатажный генсек пообещал Коммунизм в 1980 году. Пустые ожидания рождают недовольство, видимо, поэтому Никита Сергеевич смело взялся за народное хозяйство. Реформировались армия и флот, наука и искусство. Особое внимание уделялось космонавтике и сельскому хозяйству. Была даже попытка реформировать русский язык… Словом, изменялось всё, кроме того, что нужно было менять. Коммунизм, конечно, был «не за горами», но жить приходилось в крохотных «хрущёвках» на нищенские зарплаты. Страну спасло лишь то, что нововведения не коснулись социально-политического строя.
Следующим был Леонид Ильич, человек мягкий и сентиментальный. Он устраивал практически все властные элиты, которые не жалели для него «геройских» и «маршальских» звезд. Новый генеральный секретарь перецеловал полмира только потому, что на весь мир ему просто не хватило времени. Однако он предоставил «кесарю кесарево» и страну перестало лихорадить. К сожалению Л.И.Брежнев лишь временно стабилизировал ситуацию. Устаревшая экономическая модель захлебывалась в гонке вооружений, а дряхлеющий Центральный Комитет дремал на Съездах умирающей партии. В результате стабилизация превратилась в застой, а недождавшаяся Коммунизма интеллигенция начала слагать анекдоты про «Ильича». Перед народом по-прежнему ставились эпохальные задачи, но расхождение официальных обещаний с реальностью становилось всё отчетливее. Страна погружалась во всеобщий дефицит. Пьяные «застольные» перетекли в пятилетку «пышных похорон». Этот период запомнился бесконечной трансляцией балетов на музыку П.Чайковского и Ю.В.Андроповым, отчаянно спасавшим тонущий Союз. Но случилось то, что случилось. Великую страну добила «перестройка», объединившая немцев и возвеличившая США. О дальнейшем говорить не хочется. Загнав еще уцелевшее в полученные по случаю стандарты, младореформаторы практически похоронили всё и сразу.
Всё-таки есть во власти что-то демоническое, одержимое самоутверждением. И не важно, чем мы тешимся, государственным или очень личным. Кувыркаясь в греховных страстях, мы все дальше уходим от истины. Однако грех греху рознь. Мимолетно позавидовать и забыть – пропасть невеликая. Другое дело «обняться» с недругом, забыв о долге и происхождении. В таких случаях говорить об идейных расхождениях не имеет смысла. Измена Родине – апогей греха. Изменников не любят, но восхваляют для разложения противника. Именно поэтому чествуют «отца перестройки» и поминают чуть не пропившего Россию президента. Перефразировав известную поговорку, можно сформулировать ясную истину: «Что хорошо для «запада», для русского - смерть». Геополитические баталии не прекращаются ни на один миг, просто меняются методы борьбы.
В 90-х Россия как никогда была близка к смуте. Явление это для нас не новое, поэтому требующее осмысления. Проведя историческую параллель «Иван Грозный – Иосиф Сталин», можно понять генезис этого явления. В обоих случаях приращение территорий и укрепление государства сопровождалось колоссальным напряжением сил и непрекращающимися репрессиями. Как результат - усталость элит и последующее ослабление центральной власти. Семибоярщина и «перестройка», лже Дмитрии и лже реформаторы привели страну практически к одному результату. В 17 веке Россию спас Казьма Минин, в новейшей истории Владимир Путин. Это объективно, вне зависимости от взглядов и пристрастий. Деградация 90-х не была столь глубокой, как века назад, но для сохранения России после «перестройки» потребовались неимоверные усилия. Эта заслуга действительно адекватна высшей награде государства. Плохо только, что на каждого «Цезаря» свой «Брут». Но хочется верить, что сохранивший страну политик справится и с этой напастью.