РФ


ТОЛЬКО ТОТ, КТО УЖЕ НА ВЕРШИНЕ, СМОЖЕТ ВСТАТЬ ЗА ПОРЯДОК ГОРОЙ

культурное наследие

Давайте знакомиться

А.Ю. Те­лу­хин

В.И. Якуш­кин

От­кры­вая сайт «Фон­да Бу­ду­щих По­ко­ле­ний», вы ви­ди­те мно­же­ство на­цио­наль­ных и го­судар­ствен­ных сим­во­лов, пред­став­ляв­ших и пред­став­ля­ю­щих Рос­сию те­перь. Это не слу­чай­но, по­сколь­ку по­нять и оце­нить про­ис­хо­дя­щее, мож­но лишь зная и ува­жая соб­ствен­ную ис­то­рию. Речь, ра­зу­ме­ет­ся, идет о го­судар­ствен­ном стро­и­тель­стве, раз­ви­тии об­ще­ства и ме­сте Рос­сии в ми­ро­по­ряд­ке. Мы осо­зна­ем, что мно­гие ис­то­ри­че­ские фак­ты тол­ко­ва­лись по-раз­но­му в уго­ду раз­лич­ным «из­мам», од­на­ко на то и ра­зум, чтобы «от­де­лить зер­на от пле­вел» и за­гля­нуть в по­нят­ную и до­стой­ную пер­спек­ти­ву. Мы раз­де­ля­ем мне­ние Ф.М.До­сто­ев­ско­го, о невоз­мож­но­сти су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­ка и на­ции без «выс­шей идеи» и счи­та­ем, что толь­ко та­кая идея спо­соб­на спло­тить мно­го­на­цио­наль­ное и по­ли­куль­тур­ное со­об­ще­ство.

От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью рос­сий­ской мен­таль­но­сти яв­ля­ет­ся по­иск смыс­ла су­ще­ство­ва­ния, во­пло­тив­ший­ся в «рус­ской идее» 19 ве­ка. Ста­нов­ле­ние «рус­ской идеи» свя­за­но с име­на­ми А.С.Хо­мя­ко­ва, В.С.Со­ло­вье­ва, Н.А.Бер­дя­е­ва, В.В.Ро­за­но­ва, И.А.Ильи­на и мно­гих дру­гих рус­ских мыс­ли­те­лей. Имен­но они рас­кры­ли пер­во­сте­пен­ность ду­хов­но­го объ­еди­не­ния на­ро­да в ре­ше­нии зна­чи­мых про­блем. Об­ра­ща­ясь к «че­ты­рех­мер­но­сти» рус­ской идеи, мы бы несколь­ко из­ме­ни­ли кон­цеп­цию И.А.Ильи­на (рус­ские ре­ли­ги­оз­ность, ис­кус­ство, на­у­ка и пра­во), на­пол­нив его ви­де­ние необ­хо­ди­мы­ми се­го­дня смыс­ла­ми. В на­шем по­ни­ма­нии эта мно­го­мер­ность долж­на вклю­чать: пат­ри­о­ти­че­ское вос­пи­та­ние, тра­ди­ци­он­ные нор­мы мо­ра­ли, рос­сий­ское об­ра­зо­ва­ние, рос­сий­ские на­у­ку, ис­кус­ство и пра­во. Но и эта мно­го­мер­ность не мо­жет быть чем-то за­стыв­шим во вре­ме­ни. Мы за неиз­мен­ное утвер­жде­ние об­ще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей и фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти с твер­ды­ми граж­дан­ски­ми по­зи­ци­я­ми. Неиз­мен­на и роль рус­ско­го на­ро­да, свя­зу­ю­ще­го мно­го­на­цио­наль­ное рос­сий­ское со­об­ще­ство.

Мы не яв­ля­ем­ся при­вер­жен­ца­ми за­пад­ных стан­дар­тов и счи­та­ем, что у Рос­сии дол­жен быть свой путь, опре­де­ля­е­мый соб­ствен­ной ис­то­ри­ей, тра­ди­ци­я­ми и куль­ту­рой. Это ка­са­ет­ся как по­ли­ти­че­ско­го устрой­ства, так и эко­но­ми­че­ской мо­де­ли, по­сколь­ку да­же успеш­ные где-то шаб­ло­ны не раз укла­ды­ва­ли на­шу стра­ну в про­кру­сто­во ло­же пе­ре­мен. Толь­ко са­мо­сто­я­тель­ный и осмыс­лен­ный вы­бор мо­жет при­ве­сти нас к успе­ху. А.С.Пуш­кин пи­сал, что «Рос­сия ни­ко­гда не име­ла ни­че­го об­ще­го с осталь­ною Ев­ро­пой», «ис­то­рия её тре­бу­ет дру­гой мыс­ли, дру­гой фор­му­лы». Ощу­щая обособ­лен­ность и ис­клю­чи­тель­ность Рос­сии, по­эт от­ме­чал гар­мо­нию, в ко­то­рой на­хо­дят­ся пра­во­сла­вие и дух на­ро­да. Наш на­род все­гда от­ли­чал­ся оп­ти­миз­мом и тер­пи­мо­стью, свой­ствен­ны­ми пра­во­сла­вию. Ве­ра укре­пи­ла на­род, обо­га­тив его близ­кой и по­нят­ной си­сте­мой цен­но­стей. В свою оче­редь пра­во­сла­вие впи­та­ло на­цио­наль­ный ко­ло­рит, став ис­тин­но на­род­ной ре­ли­ги­ей. Нуж­но ска­зать, что все, что вдох­ну­ло воз­дух рус­ской зем­ли об­ре­та­ет её непо­вто­ри­мые чер­ты. Ша­тро­вая ар­хи­тек­ту­ра хра­мов и ко­ло­коль­ный звон, язык бо­го­слу­же­ния и стиль рос­пи­си яв­ля­ют­ся ис­клю­чи­тель­ны­ми осо­бен­но­стя­ми рос­сий­ско­го пра­во­сла­вия. Ин­те­рес­но, в этом смыс­ле, и про­ис­хож­де­ние ве­ли­чай­ше­го рус­ско­го по­эта А.С.Пуш­ки­на, пра­щур ко­то­ро­го был аф­ри­кан­цем. Слу­чай этот - не ис­клю­че­ние, по­сколь­ку Рос­сия бук­валь­но рас­тво­ря­ет в се­бе куль­ту­ры, на­пи­ты­вая их сво­им на­цио­наль­ным ко­ло­ри­том.

Гар­мо­нии с ду­хом на­ро­да тре­бу­ет и «выс­шая идея», о ко­то­рой пи­сал Ф.М.До­сто­ев­ский. Толь­ко со­звуч­ная ду­ху и на­де­ля­ю­щая на­деж­дой идея, спо­соб­на при­дать неис­ся­ка­е­мые си­лы в дви­же­нии к по­став­лен­ным це­лям. По­треб­ность в та­кой идее дик­ту­ет­ся стре­ми­тель­ным со­ци­аль­ным рас­сло­е­ни­ем об­ще­ства, угро­жа­ю­щим ста­биль­но­сти го­су­дар­ства. Эко­но­ми­че­ский строй не обес­пе­чи­ва­ет со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти, а идео­ло­ги­че­ский ва­ку­ум от­кры­ва­ет путь псев­до­т­ра­ди­ци­ям и куль­ту­рам. По­это­му об­ще­на­цио­наль­ная идея, фор­ми­ру­ю­щая ми­ро­воз­зре­ние и опре­де­ля­ю­щая эко­но­ми­че­скую мо­дель аб­со­лют­но необ­хо­ди­ма. Та­ких идей (идео­ло­гий) мо­жет быть несколь­ко. Они долж­ны быть адап­тив­ной ос­но­вой всех об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний. Ста­тья 13 Кон­сти­ту­ции не от­ра­жа­ет, на наш взгляд, опас­но­сти се­го­дняш­них вы­зо­вов. Про­вал ком­му­ни­сти­че­ской идеи и оши­боч­ное вос­при­я­тие за­пад­ных де­мо­кра­тий, как де­идео­ло­ги­зи­ро­ван­ных при­во­дит к непра­виль­ным вы­во­дам. («аме­ри­кан­ская меч­та», «пла­виль­ный ко­тёл» и др.). Со всем этим нам еще пред­сто­ит разо­брать­ся и при­нять соб­ствен­ное ре­ше­ние. Об­ра­ща­ясь к ис­то­рии мож­но от­ме­тить, что слу­ча­лись ме­та­мор­фо­зы и с хри­сти­ан­ством (ко­ст­ры ин­кви­зи­ции, ин­дуль­ген­ции), но наш на­род их от­верг, как и то­та­ли­тар­ную «крас­ную» идею. Тем не ме­нее, Со­вет­ская Рос­сия ста­ла пер­вой по­пыт­кой по­стро­е­ния со­ци­аль­но­го го­су­дар­ства, и этот опыт не сто­ит спи­сы­вать со сче­тов.

Об­ще­на­цио­наль­ная идея ин­тер­на­цио­наль­на. Она все­гда ба­зи­ру­ет­ся на об­ще­на­цио­наль­ной си­сте­ме цен­но­стей и пред­став­ля­ет ин­те­ре­сы на­ро­дов на­се­ля­ю­щих Рос­сию. Рож­де­ние этой идеи не долж­но быть свя­за­но с внеш­ней угро­зой, а же­ла­ние дер­жав­но­сти не долж­но пло­дить бю­ро­кра­тию. Мы в по­ис­ках та­кой идеи, обес­пе­чи­ва­ю­щей со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость и граж­дан­ское со­гла­сие в об­ще­стве. При­гла­ша­ем «за круг­лый стол» всех же­ла­ю­щих укреп­ле­ния Рос­сии и про­цве­та­ния её на­ро­да.

Во­про­сы для об­суж­де­ния:
Мы пред­ла­га­ем ко­рот­кие от­ве­ты на часть во­про­сов, как воз­мож­ные на­прав­ле­ния их об­суж­де­ния.

1. Ко­му нуж­на силь­ная Рос­сия?

Толь­ко пра­виль­но вос­пи­тан­ным рос­си­я­нам в здра­вом уме.

2. Как по­гу­бить свою стра­ну?

Нуж­но вы­да­вать «бе­лое» за «чер­ное» и на­обо­рот, то­гда со­здан­ный ха­ос сам при­ве­дет к ло­ги­че­ско­му кон­цу (стра­на «пе­ре­вёр­ты­шей»)

3. Как объ­еди­нить на­род?

Обо­зна­чить по­нят­ное на­прав­ле­ние раз­ви­тия об­ще­ства и спо­со­бы до­сти­же­ния по­став­лен­ных це­лей.

Вни­ма­ние!
Пред­ла­га­ем уча­стие в со­зда­нии со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской мо­де­ли «Рос­сий­ская на­деж­да», спо­соб­ной про­ти­во­сто­ять идео­ло­ги­че­ско­му транс­фор­ме­ру «Аме­ри­кан­ская меч­та». Опи­са­ние ва­шей мо­де­ли долж­но на­чи­нать­ся с из­ло­же­ния идеи, но­ся­щей при­клад­ной ха­рак­тер. Прак­ти­че­ская плос­кость об­суж­де­ния дик­ту­ет­ся при­ме­не­ни­ем «Аме­ри­кан­ской меч­ты» как ин­струк­ции к дей­ствию.

4. Ка­ко­во ме­сто тра­ди­ци­он­ных ре­ли­гий в ста­би­ли­за­ции об­ще­ства?

Воз­мож­ность и эф­фек­тив­ность сов­ме­ще­ния мо­де­ли «Рос­сий­ская на­деж­да» с тра­ди­ци­он­ны­ми ре­ли­ги­оз­ны­ми уче­ни­я­ми

Бла­го­тво­ри­тель­ность и об­ще­ство

Тво­ре­ние бла­га – де­ло до­стой­ное, вот толь­ко дав­но уже бы­ту­ет его уз­кое, не со­от­вет­ству­ю­щее его зна­чи­мо­сти по­ни­ма­ние. Тра­ди­ци­он­но бла­го­тво­ри­тель­ность об­ра­ще­на к нуж­да­ю­щим­ся и осу­ществ­ля­ет­ся огра­ни­чен­ным кру­гом лю­дей. Од­на­ко, по на­ше­му мне­нию, «тво­рить бла­го» необ­хо­ди­мо всем, все­гда и вез­де. На­чи­нать сле­ду­ет сей­час, немед­лен­но, по­сколь­ку гри­ма­са по­тре­би­тель­ства с ух­мыл­кой на­жи­вы, по­сте­пен­но ста­но­вит­ся на­шим об­щим ли­цом. В об­ста­нов­ке эго­из­ма и непо­ни­ма­ния об­ще­ство раз­ла­га­ет­ся на ато­мы ин­ди­ви­ду­а­ли­сти­че­ских «все рав­но» и «на­пле­вать». По­те­рян­ные в ми­ре идей и непри­ка­ян­ные в ма­те­ри­аль­ных ча­я­ни­ях, мы бо­рем­ся за вы­жи­ва­ние, от­ни­мая друг у дру­га по­след­нее. Мы об­ма­ны­ва­ем и обез­до­ли­ва­ем, ра­ду­ясь неуда­чам та­ких же как мы. Не же­лая по­ни­мать, что у нас еди­ная судь­ба, мы при­бли­жа­ем об­ще­ство к опас­но­му краю. Раз­об­щен­ность – вот на­ша глав­ная про­бле­ма. Мы ра­зу­чи­лись лю­бить друг дру­гу, пе­ре­ста­ли за­сту­пать­ся за сла­бых, из на­ше­го лек­си­ко­на про­па­ли сло­ва Ро­ди­на и долг. А ведь это «соль зем­ли», без ко­то­рой не быть ни че­му.

Нам по­ра быть чест­ны­ми, хо­тя бы с со­бой. Не по­вто­рять ложь и не пря­тать­ся за чу­жие спи­ны, от­кры­то смот­реть в гла­за, дер­жа гор­до под­ня­тую го­ло­ву, по­мо­гать нуж­да­ю­щим­ся и не де­лать ни­че­го по­стыд­но­го. По­ра «тво­рить бла­го», пусть ма­лое, неза­мет­ное, но со­вер­шен­но необ­хо­ди­мое и та­кое дол­го­ждан­ное все­ми. То­гда, быть мо­жет, бла­го­тво­ри­тель­ность пе­ре­станет быть фор­мой по­дач­ки и об­ре­тёт свой ис­тин­ный са­кра­мен­таль­ный смысл.

ЧУЖОЙ ЗЕМЛИ МЫ НЕ ХОТИМ НИ ПЯДИ, НО И СВОЕЙ ВЕРШКА НЕ ОТДАДИМ!

ТОЛЬКО ТОТ, КТО УЖЕ НА ВЕРШИНЕ, МОЖЕТ ВСТАТЬ ЗА ПОРЯДОК ГОРОЙ!

ОТКРЫТОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

Хотите ли вы это?