Размышления об идеальном
А.Ю. Телухин |
В.И. Якушкин |
«Мы знаем, что идеалы не могут существовать в действительном мире; мы лишь утверждаем, что по ним должно судить о действительности и она изменяется теми, кто чувствует в себе для этого силы.»
Иоганн Готлиб Фихте
Прежде всего, следует разобраться с понятиями, на которых будут базироваться рассуждения. «Идеал» (ideal) - слово французское, но происходит оно от греческого «идея» (idea). Идея же представляет собой зрительный образ задуманного, имеющий массу других толкований. Платон, к примеру, воспринимал идею, как метафизическую сущность вещи, а Аристотель находил в ней созидающую и формообразующую силу (энтелехия). Средневековое христианство понимало идею, как «божественную мысль», а Декарт и Локк видели в ней только «образ вещи». Представители идеализма максимально приблизили «идею» к тому, что мы называем «идеалом» (Шеллинг и Фихте). По их мнению, идея – это понятие совершенства, которого еще не существует. В противовес данному взгляду, исторический материализм зашорил идею экономическими отношениями. Полюсные суждения нужны, поскольку они, как ни что ускоряют процесс познания. Пробуждая воображение, именно они закручивают спираль развития. Правда же где-то посередине, ведь рождение и воплощение идеи разделяют объективные предпосылки. Спор о первичности, при этом, не более чем рассуждения о курице и яйце.
Идеи рождают шедевры и открывают эпохи. Их художественное воплощение учит мечтать. Но, вселяя надежду, идея может быть и палачом. В этом непрерывном и небезопасном процессе идеал – вершина духовных исканий. Однако по Канту идеал имеет и практическое значение: он даёт понимание совершенства и образцовую меру для разума. Сравнивая реальное с идеальным можно найти недостатки исследуемого. Идеал, как прозрение – первый шаг на пути к гармонии.
Достаточно часто мы употребляем слова этика, нравственность и мораль, ошибочно воспринимая их за синонимы. На самом же деле этика – это наука о первородном добре и зле. Её законы имеют всеобщий характер и требуют почтительного отношения. С моралью все значительно проще. В ней нет абсолютных мерил. Это, всего лишь, сумма предписаний, удобных для части сообщества. Нравственность вообще строго индивидуальна, поскольку зависит от внутренней установки каждого. Как видно, мораль может быть далека от этики, а нравственность ещё дальше от морали. Вспомнив о нравственности, нельзя не отметить, что совесть – это врожденное побуждение. Развиться оно может только при благоприятном внешнем влиянии. Утратив идеологический вектор, мы отказалась от такого влияния. Системная ошибка освободила пространство для чуждого влияния.
Совершенно понятно, что первым шагом на пути к возрождению, является воспитание. Востребованные человеческие качества формируются только целенаправленным воздействием. Направление и содержание этого воздействия определяется государственной идеологией. Именно идеология определяет систему ценностей и идеалы. Движение к идеалам – эволюционный процесс, предполагающий осознание необходимости такого движения.
Следует отметить, что даже целенаправленное воздействие может не дать желаемого результата. По мнению Платона, развитие ограничено «несовершенством человеческого существа». Тем не менее, идеальный полис, в диалоге «Государство», представляется как место воплощения идей. Быть может, обычный человек, «прикоснувшись» к идеалу, свершит чудо? Всё может быть, если идея рождена необходимостью, а её результат близкая перспектива. Главный враг идеи – пустые ожидания. Что касается Платона, то его идеальное государство схоже с космосом и человеческой душой, то есть справедливый человек идентичен идеальному государству. Справедливость, по мнению философа – это правильное отношение к людям, определяемое этикой, как уважение и бережное отношение к другим. Следуя сказанному, общество должно быть воспитанным и образованным. Только при этом условии могут эволюционировать и институты управления.
Идеальным устройством для идеального общества является самоуправление, охарактеризованное Кантом, как «закон и свобода без насилия». Обращаясь к предложенной формуле, мы не обнаруживаем внешнего воздействия на человека, то есть единственным руководящим началом остается воля личности. Индивидуальная воля в соединении со свободой ставит под сомнение исполнение любых правил. Следование законам, в этих условиях, превращается в добровольный акт. Не вызывает сомнений, что подобное испытание не пройдет ни одно современное общество. Об обществе идеальных личностей мечтали Платон и либералы (лат. «свободный»), анархисты и классики марксизма («коммуна»-общее). Однако на пути ко всеобщему равенству лежит «камень частной собственности». Этот институт требует иных принципов распределения, а значит иного, более совершенного сознания. Поэтому общество без авторитетов и насилия ещё долго будет утопией.
Резюмируя сказанное, следует отметить, что построение совершенного модуса возможно только совершенным человеком, т.е. воспроизводство человека первично ко всем остальным задачам. Для «строительства» человека необходима идея и кропотливая работа государственных и общественных институтов. Идеалы необходимы для определения и искоренения недостатков. При этом следует четко разделять реальные задачи и оптимизм утопий.