Необъявленная война
А.Ю. Телухин |
В.И. Якушкин |
Россия обречена на пристальное внимание. Её территория и природные богатства всегда вызывали зависть, а где зависть – там войны. Однако относить наши проблемы лишь к внешнему противостоянию было бы неверно. Обладая необходимыми ресурсами, мы будто бы нарочно опаздываем. Так было с петровскими реформами, отменой крепостного права и дореволюционной зерновой моделью. Не соответствует времени и существующая сырьевая модель, но наш «мужик без грома не крестится». Мы по-прежнему «долго запрягаем», соображая куда ехать. Эти не самые лучшие традиции нашли отражение в Конституции. В стране, требующей системной модернизации, запрещена государственная идеология.
Обозначив немалые внутренние проблемы, мы, тем не менее, остановимся на внешних. Дело в том, что с распадом СССР мир приобрел однополярный характер. Безнаказанность порождает преступность, а бессилие – двойные стандарты. Балканы, «арабская весна» и «цветные революции» открыли счет не в нашу пользу. Но если тогда мы молчали, то с Украиной – дело иное. Здесь не только стратегические интересы, но и миллионы русских, нежелающих ассимиляции. Бросив своих, мы потеряем и международный авторитет, и самоуважение нации.
Украинские события, будто бы прояснили, к чему нас готовили. «Удальцовы», украинского разлива, наконец, опрокинули шаткий порядок. Украина там, куда вела «болотная» оппозиция. Прояснилась и роль лидера, способного к действиям. Отрепетированная и оплаченная буза могла стать всероссийской смутой. Но Путин ещё раз доказал правильность выбора России. Тем не менее, антироссийский «проект» продолжается. Всем известно, чем для нас является Украина, и теперь внимание Запада там. Несмотря на это, оппозиция упустила инициативу, уступив её радикалам. Это скорее ожидаемая ситуация, чем форс-мажор. В мути переворотов живёт всякое, тем более что обнищавшее общество склонно к национализму. Нужно только шепнуть, кто виноват. И вот уже озверевшая толпа штурмует церкви и огораживает концлагеря. Всё это было.
Майдан, способный только потреблять, проявляет завидную живучесть. Казна пуста, но майдановцы сыты и ни в чём не нуждаются. В чём же секрет? Никакого секрета нет. Просто беспорядки финансируются из-за рубежа, а «майдан независимости» более чем зависим. Показательна и реакция сирийской оппозиции, утопившей страну в крови. Оплачиваемая из того же кармана, она спешит поздравить украинских коллег. Ну, что ж, «рыбак рыбака…». Более всего удивляет беспамятство европейских лидеров. «Бендеровцы» использовались в карательных операциях, запомнившихся откровенным геноцидом. Особо пострадали от идей «украинства» поляки, евреи и белорусы. Отчего же у Евросоюза столь рьяная слепота? Всё очень просто. За русофобскими настроениями Европа не видит реальной угрозы.
Возвращаясь к нашим проблемам, следует отметить, что безыдейность влечёт поражение. Отсутствие вектора развития и непонимание сути происходящего не может понравиться никому. Эта ущербная ситуация будет вновь и вновь использоваться недругами. Для этого не обязательно вооружать боевиков или баррикадировать улицы. Достаточно информационной атаки или ядовитого выпада в центральном храме. Демократия хороша для «привитого» свободой общества с выстраданной моделью управления. Скороспелые или шаблонные решения – дорога в никуда.
Россия встала на путь демократии, но наш ли это путь? История России – это история монархии. Новгородское вече – явление исключительное, а «партократия» лишь снаружи напоминала народовластие. Европа шла веками к современному устройству, создавая замысловатые политические миксы. Постепенно приобщаясь к власти, народы тщательно отлаживали управление. Отчего же мы боимся собственного пути и так жадно ищем одобрения? Схожесть, конечно, роднит, но ориентироваться нужно на насущное. Рациональность обращает нас к здравому смыслу, а не к копированию чужих ошибок.
Надо сказать, что государственное строительство – тема древняя. Государственные устройства были классифицированы ещё в античный период. Платон, к примеру, выделял пять форм государства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания). Демократию, как и прочие три, он противопоставлял идеальной аристократии. Рассуждая об идеальном государстве, философ отмечал его недолговечность. Основной причиной недолговечности виделась «порча человеческой натуры». Вообще же погибель строя в его основном принципе. Применительно к демократии – это свобода, тотально меняющая мораль. Под её натиском сокрушаются авторитеты и ломаются традиции. В цикле деградаций государственных устройств, Платон выделил демократии предпоследнее место.
Аристотель был учеником и главным критиком Платона, но и он относил демократию (вместе с тиранией и олигархией) к ошибочному отклонению от нормы. Правильными формами государства философ считал монархию, аристократию и политию. Именно ему принадлежит идея «средней» или смешанной формы государства. Идеальным, по мнению философа, мог быть лишь интеграл положительных свойств всех типов государств. Управлять таким государством должно было среднее по достатку население с умеренными нравами. Демократия же устраивала только софистов, вошедших в историю лукавыми спорщиками. Так надо ли учить Россию демократии?
Россия, не вдруг, попала в «ученицы». И первопричина тому не утрата мощи, а подобострастное заимствование западного. Мы, словно забыли свою историю. Политической революции предшествует мировоззренческая, состоящая в поражении сознания. Тогда утопия затмевает религию, а пропаганда подменяет традиции. Прошлый урок не пошёл нам на пользу. Страна живет без идеи, а церковь ослаблена веком безбожья. В этих условиях духовная сфера может стать легкой добычей любых сил. Только государственная идеология может защитить общество от духовного вторжения. Идеология важна и для строительства экономики, которая является её логическим продолжением.
Обращаясь к теме однополярности следует вспомнить, что Европа 90 – х отличалась от сегодняшней. Состояние экономик навевало оптимизм, а интеграционные процессы предвещали объединение. Россия не вызывала прежних эмоций и рассматривалась как партнер. Поговаривали даже о «соединенных штатах Европы». Но такое положение вещей не устраивало Белый Дом, поскольку сильный партнёр – это уже конкурент. Распространение Евро также не сулило американцам ничего хорошего. Поэтому США решили действовать.
Выбор не случайно пал на Югославию. Геополитические соображения дополнялись внутренней обстановкой, а косовские албанцы, как нельзя подходили для политических спекуляций. К тому же, югославский лидер симпатизировал Москве, что практически решало его участь. Наконец, война остановила бы Евро, зафиксировав обширные долларовые пространства. Словом, Югославия решала массу проблем. Что было дальше, мы знаем.
Надо сказать, что СССР выполнял неблагодарную функцию монстра. «Советская угроза» успешно отвлекала от внутренних проблем и сплачивала весь Запад. Потеря столь колоритной фигуры могла привести к нежелательному раздраю. Поэтому врагов изыскали немедленно. Правда, по значимости они всё равно не дотягивали. Вот тогда и пришла на ум идея «мировых кризисов». Смысл идеи прост: вряд ли тонущие будут думать о чистоте водоёма.
Американцы, разумеется - не враги прогресса, но хаос, который они распространяют, настораживает. Развешивая ярлыки и подкупая элиты, они буквально вламываются в чужие пределы. Всюду, где присутствуют их интересы неспокойно. «Цветные революции» и военные вторжения давно стали обыденной реальностью. Увы, прав тот, у кого больше прав. Эта печальная истина известна с незапамятных времен. Древнегреческий философ Сократ принял «чашу с ядом» из рук демократов. Оболганный и осужденный, он все равно отказался от побега. Как ни парадоксально, но именно авторитет философа стал причиной его казни. В этом плане «демократия» не изменилась: ложь обвинений и сейчас умаляет авторитеты, предвещая скорую расправу. Как говаривал один американец – «ничего личного…». Однако Сократ заметил, что чинить несправедливость опаснее, чем её терпеть...
В эпоху информационной революции военная мощь утратила первостепенное значение. Для уничтожения оппонента оружие уже не обязательно, поскольку подорванное сознание приносит куда большие разрушения. Противостоять информационным атакам могут лишь «духовные границы», обозначенные нравственностью и патриотизмом каждого. Эти важнейшие из границ не возникают спонтанно, а являются плодом кропотливой работы. Современному российскому обществу необходима идея, обеспечивающая нравственное здоровье народа. Поиски такой идеи должны стать важнейшим направлением деятельности государства, церкви и общества.