Мы просто не любим друг друга
А.Ю. Телухин |
В.И. Якушкин |
Более тысячи лет христианство проповедует нам смиренную любовь к человеку. Отчего же мы не напитались её гармонией?
«Мы познаем в той мере, в какой любим» - учил блаженный Августин. В разное время это утверждение поддержали Гёте, да Винчи и Джордано Бруно. Но первым вскрыл отношение между любовью и познанием Макс Шелер. Он определил его как «порядок любви» (ordo amoris). Человек, живущий в этом «порядке», уважает этические ценности и сообразует с ними свое поведение. По Шелеру этика - это базис общественного поведения. Успех воздействия её норм зависит от доходчивости изложения и готовности людей к их восприятию. Что касается познания, то чем сильнее любишь - тем глубже познаешь.
Обращаясь к философии, мы находим самое общее определение любви. В широком смысле – это стремление друг к другу на базе взаимного уважения. Применительно к человеку, любовь предполагает продолжение рода и духовный взлет («платоническую любовь»). Это яркое переживание прошло красной нитью через труды великих мыслителей. По Гартману любовь придает смысл жизни, у Паскаля любовь торит дорогу разуму, а Шопенгауэр приравнивает любовь к состраданию. Но любовь, в своем понимании, не ограничивается отношением к человеку. Древнеиндийские веды и античная философия (Гесиод, Эмпедокл) рассматривали любовь как космический принцип. Этот принцип сохраняет цельность Вселенной. Для нас это особенно ценно, поскольку любовь распространяется и на Землю. Так что мешает превратить её в религию и сделать внутренней опорой? Быть может, это вернет нас к истинному назначению, ведь любовь – последняя нить, связывающая нас с природой.
П.А. Кропоткин писал, что «все животные, живущие в обществах, умеют различать между добром и злом… их понимание добра и зла совершенно то же, что и у человека». Получается, нравственный принцип - порождение живой природы, а мы, всего лишь статисты, его сформулировавшие. Пристальный взгляд лишь добавляет сомнений в человеческой исключительности. Homo sapiens обнаруживает массу сходств с животными. К.Лоренц писал, что социальное поведение людей диктуется не только разумом, но и инстинктами. Н.Тинберген, был еще конкретнее, определив человека, как «замечательный и уникальный вид, но … животное». Этот вывод ученый из Оксфорда относил и к поведению человека. Разумеется, в поведении животных преобладают инстинкты, а у человека рассудочная деятельность. Однако, по мнению этологов, инстинкты в нашем поведении играют заметную роль.
По Лоренцу основным инстинктом является агрессия, которая призвана обособить данный вид. Кроме этого, агрессия – изначальный мотив разделения животных на группы. Защита от излишней агрессии происходит с помощью ритуального поведения (поз покорности и др.) и последовательности потребления. Эта последовательность получила название «правила клевания». По этому правилу, первыми «клюют» самые важные, затем их родственники и приближенные. Все что осталось, доедают рядовые члены стаи. Переход на более высокую ступень у животных происходит за счет признаков высокого статуса. Следует отметить, что люди научились обходить природную статусность. Отсутствие талантов и физических данных успешно подменяется деньгами и связями. В целом же мы схожи с братьями меньшими. У высших приматов присутствует даже кумовство: обезьяны, руководящие стаей, способствуют продвижению своих детенышей на высокие ранги. Всё сходится к тому, чтобы обвинить во всём природу. Но, не будем торопиться.
Несомненный оптимизм в инстинктах подметил Г.Спенсер. По мнению основателя социологии, самопожертвование вполне естественно в животном мире. В свою очередь П.А.Кропоткин сформулировал «биосоциологический закон взаимной помощи». В соответствии с ним, высокоорганизованные животные чаще спасают друг друга, чем себя. Но закон этот, как видно, работает только в дикой природе. Да, рассудочность придает жизни не только совершенные формы.
Совершив экскурс в природу становится ясно, что рассчитывать на её покровительство уже не стоит. Нам действительно нужно выстраивать новый «дом». А уж что закладывать в фундамент, решать каждому.